☝ \РЕЧЬ. ТРЕНИРОВКА ДИКЦИИ.\
Для развития дикции постоянно тренируйте согласные – “ч”, “ц” “в” “ф”. Вместо “Ч” (“ть + шь” при быстром произнесении) частенько звучит “щ”, а вместо “ц” (состоит из “т+с” при быстром произнесении) звук “с”.
Эта замена происходит потому, что пропадает составной согласный “т”. “В” и “ф” произносить трудно т.к. их артикуляция “запирает” звук голоса (нижняя губа прикасается к верхним зубам), поэтому необходима энергия воздушной струи, для озвучивания этих согласных, особенно в сочетании с другими взрывными.
Включайте диктофон и вперед.
• Вагоны вперед покатили, как мячики: Так – чики, Так-чики, Так-чики, Так-чики…
• Бочка – Кочка – Дочка – Мочка – Ночка – Почка – Точка
• Печь – Жечь – Сечь – Течь –Лечь – Меч –Речь…
Для улучшения дикции, имитируйте:
• Стук колес поезда: тук – тук – тук – тук – тук – тук – тук – тук – тук – тук
• Пулеметная очередь: так – так – так – так – так – так – так…
• Цокот подков: цок – цок – цок – цок – цок – цок – цок
• Капли дождя: кап – кап – кап – кап – кап – кап – кап …
Контролируйте дикцию, проверяя звучание в ваших выступлениях. Постоянно контролируйте дикцию. Работайте над произнесением других согласных.
Как говорил К.С. Станиславский: “ не только звучащие, но и другие – шумовые, шипящие, свистящие , зыкающие, цыкающие, хакающие, рыкающие согласные должны так же участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии”.
Обратите внимание на дикцию во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать прием “звукозаписи”. К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия.
Для примера, возьмем цикл коротких басен С. Смирнова:
Чудеса протекции ( “ш”, “ж”)
Он вышел в роли протеже
И выше Крыши Прет уже.
Ханжа ( “с” “з”).
Я – за! – в глаза Ханжа.
А за глаза зарезал… без ножа
Инженер – душегуб ( “ч”, “щ”)
Он звался “инженером душ”,
Но сочинял такую чушь,
Что прозвучал из этой чуши
Сигнал: - Спасите наши души!
Для улучшения дикции как можно больше стоит читать вслух. И, конечно, отрабатывать собственные выступления.